2 февраля «Пациентский контроль» направил письма в Минздрав РФ и Воронину Е.Е. с просьбой внести изменения в национальные клинические рекомендации «ВИЧ-инфекция у взрослых» 2017 года. А именно, дополнить рекомендацию «отложить начало АРТ при наличии психических заболеваний и тяжелой наркотической зависимости» фразой «при отсутствии жизненных показаний для АРТ», пояснив понятие «жизненные показания» (подробнее https://vk.com/wall-29709610_2429).
22 февраля мы получили ответ от Воронина Е.Е.:
«Клинические рекомендации, утверждённые в 2017 году, разрабатывались в строгом соответствии с руководствами ВОЗ по АРВ-терапии (2013, 2015), в которых содержится рекомендация о целесообразности начала АРВТ при любом уровне CD4-лимфоцитов. В Российских клинических рекомендациях также указано, что проведение АРВТ рекомендуется проводить всем пациентам с ВИЧ-инфекцией без исключения.
Кроме того, в рекомендациях ВОЗ подчеркивается, что должно быть уделено первоочередное внимание пациентам, имеющим жизненные показания для назначения АРВТ, при количестве CD4≤350 клеток/мл и пациентам в продвинутых стадиях заболевания с выраженными клиническими проявлениями. Указанные критерии отражены и в российских рекомендациях.
Таким образом всем пациентам, имеющим неотложные показания для проведения АРВТ, должны быть назначены АРВ-препараты, независимо от их наркологического или психического статуса.
В связи с тем, что АРВТ является пожизненной, особое внимание уделяется приверженности пациентов. В клиническом руководстве ВОЗ, в частности, подчеркивается, при наличии психических заболеваний, наркотической зависимости, отсутствия приверженности или других потенциальных барьеров для старта АРВТ необходима тщательная подготовка пациентов для начала АРВТ».
Воронин подробно объясняет, что рекомендация по отсрочке начала АРТ имеет смысл лишь для решения проблем по приверженности пациентов и теряет силу при наличии жизненных показаний для назначения АРВТ, указанных в российских рекомендациях. Но у нас есть большие сомнения, как будет трактоваться данная рекомендациях на местах. Смогут ли специалисты, принимающие решение по назначению АРВТ, учесть все нюансы, если они не указаны в национальных клинических рекомендациях? Вопрос, по-видимому, останется риторическим.