Пациентский контроль попросил Минздрав расширить доступ к комбинированым препаратам

С 2022 года в Перечень ЖНВЛП должны быть включены два новых комбинированных препарата — «Делстриго» и «Биктарви». Препараты представляют собой «всю схему в одной таблетке» с режимом приема один раз в день, и их можно принимать вне зависимости от приема пищи.
Как мы все прекрасно знаем, доступ к комбинированным препаратам у российских пациентов весьма и весьма ограничен, поэтому новые опции в ЖНВЛП – это хорошая новость.

Сейчас регионы формируют заявки на АРВ-препараты, которые Минздрав РФ закупит централизованно в 2022 году. Главный внештатный специалист по ВИЧ-инфекции Минздрава РФ Мазус А.И. направил в регионы письмо, в котором обозначил странные критерии назначения и перевода на «Делстриго» – лишь во второй линии «в особых случаях пациентам, кому невозможно назначить другие АРВ-препараты». Более того, врачу еще необходимо будет представить обоснование назначения «Делстриго» на каждого пациента.

Эти критерии противоречат и действующей инструкции к препарату, и Клиническим рекомендациям Минздрава РФ по лечению ВИЧ, где «Делстриго», «Биктарви» и «Эвиплера» обозначены как равнозначные, и входят в первую линию терапии для особых групп пациентов. И уже тем более в рекомендациях нет такой группы пациентов, как «вторая линия в особых случаях, кому невозможно назначить другие АРВ-препараты».

Мы искренне не понимаем, как специалист такого уровня, да просто врач, может ограничивать опции по лечению ВИЧ для пациентов, выставляя какие-то барьеры препарату, который точно не хуже и при этом дешевле тех, что сейчас есть в наличии. Цена у «Делстриго» будет максимум в районе 13 тысяч рублей за упаковку против 26 тысяч рублей за ту же «Эвиплеру» и 16 тысяч рублей за «Биктарви». Ну и опять же комбинашки в России получает ничтожно малый процент пациентов.

Больше всего удивляет, что выводы о том, что препарат якобы хуже, основываются на том, что в состав «Делстриго» входят [цитата] «токсичные и устаревшие» ламивудин и тенофовир. Но в России как минимум у 600 000 человек в схемах присутствуют эти препараты.

Мы считаем, что критерии, обозначенные Мазусом, серьезно ограничивают право пациентов на эффективное современное лечение и сужают выбор опций для специалистов, занимающихся лечением ВИЧ. В связи с этим, мы обратились в Минздрав РФ с просьбой обратить внимание на странность таких критериев. Надеемся, нас услышат.