Фармаконадзор:«головная боль» или контролирующая сила? 

«Медвестник» опубликовал статью (https://medvestnik.ru/content/news/O-neobhodimosti-usovershenstvovaniya-farmakonadzora-zayavili-49-oproshennyh-v-Moskve-specialistov.html), в которой описываются результаты опроса, проведенного в Москве среди медработников и сотрудников организаций медицинского/лекарственного снабжения. Цель опроса — выяснить, знают ли мед.работники, как взаимодействовать с фармаконадзором и для чего вообще нужен этот контролирующий орган. 

Оказалось, что лишь 57% опрошенных специалистов в Москве правильно понимают суть работы системы фармаконадзора, обеспечивающей сбор информации о фактах нежелательных побочных реакций при применении лекарственных препаратов. Причем только 34% опрошенных подают извещения при любых побочных реакциях, возникших у пациентов. Больше половины участников исследования (55%) уклонились от прямого ответа. 

Насколько нам известно, медработники обязаны подавать извещения в фармаконадзор либо в случае летального исхода, либо в случае возникновения побочных эффектов в ходе клинических испытаний препарата. В остальных случаях, судя по всему, всё зависит от личного усмотрения медработника. 

Все дело в том, что алгоритм подачи заявления в фармаконадзор достаточно сложный и отнимает много времени. Мы и раньше писали о том, что врачей не хватает, но в данном контексте эта проблема встает еще более остро. Врачам банально «не хватает рук», чтобы принять пациентов, что уж говорить о том, чтобы подробно написать в фармаконадзор о нежелательных побочных эффектах. 

Приведем пример, на встрече ЕСАТ в 2019 году мы задали одной из фармкомпаний вопрос: «Почему пациенты жалуются, что от вашего препарата у них сильно выпадают волосы, хотя при переходе на тот же препарат другого производителя, такого эффекта не наблюдается?». На что мы получили ответ: «В фармаконадзоре зарегистрировано только одно нежелательное явление, связанное с алопецией». Получается, что мы получили достаточное количество жалоб от пациентов, а фармаконадзор — только одну. 

Мы считаем, что механизм работы с фармаконадзором должен быть перестроен потому что, пока подача извещений будет создавать для врачей дополнительную «головную боль», они не будут видеть никакой мотивации, чтобы это делать. 

Напомним, что пациенты, самостоятельно выявившие нежелательные реакции или отсутствие заявленной эффективности препарата, вправе потребовать у лечащего врача заполнения данного извещения и направления его в Росздравнадзор, либо отправить заполненное извещение самостоятельно (https://pereboi.ru/2017/08/23/komu-i-kak-zhalovatsya-na-nekachestvennye-lekarstvennye-preparaty-2/)