Недавно к нам обратилась пациентка из Димитровграда — он относится к так называемым закрытым городам, и его мед. организации находится в подчинении у ФМБА России. Девушка рассказала, что уже три месяца вынуждена пить неполную схему лечения. Изначально она принимала 4 препарата: тенофовир, ламивудин, дарунавир и ритонавир. В июле врач-инфекционист заявил об отсутствии ритонавира и, недолго думая, предложил девушке принимать эту же терапию, просто без 4-го препарата.
Как мы все знаем, дарунавир обязательно должен приниматься вместе с ритонавиром, который является его бустером (усилителем). Без него дарунавир не сможет должным образом бороться против вируса, а значит под угрозой будет эффективность лечения и появится риск развития резистентности. Но врач уверил пациентку, что ритонавир «всего лишь вспомогательный препарат», а значит можно принимать терапию и без него. Ну или поискать ритонавир самостоятельно в аптеках (там его, разумеется, не нашлось). В августе ситуация повторилась.
Спустя 2 месяца такого режима терапии пациентка вновь попыталась убедить врача назначить ей полноценное лечение. Тот предложил проверить вирусную нагрузку, чтобы посмотреть, есть ли изменения. Пациентке повезло — ВН всё еще оставалась подавленной. Доктор, вдохновившись хорошими результатами анализа, предложил принимать неполную схему и дальше.
В протоколах лечения и в инструкциях по применению АРВТ сказано, что принимать данную терапию без ритонавира нельзя. Сейчас вирусная нагрузка подавлена, но ситуация в любой момент может измениться. Мы не знаем, чем руководствуется врач, продолжая этот небезопасный «эксперимент». При этом пациентка изначально была не против замены терапии, но врач так и не предложил этот вариант.
Совместно с пациенткой было принято решение направить жалобу в ФМБА России и Минздрав РФ. Хочется надеяться, что руководство ФМБА оперативно отреагирует на обращение, и примет все необходимые меры для бесперебойного обеспечения пациентов необходимы АРВ-препаратами.