Пять случаев неудач в лечении на инъекционной АРВТ

В 2020 году в ЕС одобрены первые инъекционные препараты длительного действия для лечения ВИЧ — каботегравир («Vocabria») и рилпивирин («Rekambys»). В 2023 году на 19-й Европейской конференции по СПИДу (EACS 2023) доктор Вита Йонген рассказала о 5 случаях неудач в лечении на данных препаратах, которые были выявлены в рамках национального исследования ATHENA. 

На инъекционную терапию было переведено 619 человек, у которых прежде не было неудач в лечении. Состав исследуемой и контрольной группы не имел значительных отличий — в обеих это 90% мужчин, средний возраст 44 и 46 лет, а количество клеток CD4 составляло 730 и 770 соответственно. Однако в группе переключения оказалось больше людей с клиническим ожирением (ИМТ> 30 кг/м2).

Разница между неудачами в лечении у частников на инъекционной АРВТ и контрольной группой оказалась несущественной (0,9% против 1,8%). Двое из пяти участников имели фактор риска неэффективности каботегравира и рилпивирина длительного действия — индекс массы тела выше 30. У троих человек произошел блип больше 200 копий, но в дальнейшем вирусная нагрузка была вновь подавлена без изменений схемы терапии. А у двоих участников группы инъекционного лечения произошла вирусологическая неудача с развитием множественной лекарственной устойчивости.

Первый случай произошел через 3 месяца после перехода на инъекционную АРВТ. Известно, что пациент не получил рекомендованный пероральный курс в течение месяца. У участника выросла вирусная нагрузка до 830 000 копий и была обнаружена устойчивость к рилпивирину. На момент постановки диагноза у него была мутация 179D, которая связана с устойчивостью к этравирину (ННИОТ), при этом признаки устойчивости к рилпивирину на момент перехода на инъекционную АВРТ отсутствовали.

Во втором случае наблюдалось постепенное увеличение вирусной нагрузки сначала до 260 копий, а затем до 610 000 копий. Впоследствии у участника была выявлена резистентность к целому классу ингибиторов интегразы и ННИОТ.

Исследователи предполагают, что на результаты лечения могли повлиять индивидуальные особенности — изменения веса и очень высокий индекс массы тела, которые в свою очередь могли сказаться на концентрации препарата. Ещё одним предположением стало использование слишком длинной иглы для введения инъекций в мышечную ткань у пациента с ИМТ 45,5 кг/м2.

В каждом случае неудачи концентрация, по крайней мере, одного из препаратов оказалась ниже необходимого. Ученые отмечают необходимость дальнейших исследований взаимосвязи концентрации лекарств в организме и неэффективностью лечения.