Пациенты останутся без ламивудина

Не состоялись аукционы на ламивудин, самый дешевый и востребованный препарат во всей линейке НИОТ. Очередной срыв аукционов Минздрава РФ может неблагоприятно отразиться на здоровье ВИЧ-положительных россиян.
К нашему удивлению, на торги по препарату, с поставкой которого никогда не было проблем, не вышли поставщики. В РФ зарегистрировано 10 торговых наименований генериков ламивудина (больше только у ламивудина/зидовудина).

Ламивудин, по данным мониторинга «Коалиции по готовности к лечению», входит практически в каждую схему лечения ВИЧ-инфекции в России. В соответствии с международными и российскими рекомендациями НИОТы ламивудин или эмтрицитабин должны присутствовать практически во всех схемах АРВ-терапии. Так как эмтрицитабин не входит в Перечень ЖНВЛП, Минздрав РФ может закупать лишь ламивудин. Но, как мы видим, что-то пошло не так.

Уже в марте, когда стало известно о первых несостоявшихся аукционах, мы говорили, что если Минздрав РФ не предпримет меры, то мы можем столкнуться с невиданными перебоями. Судя по всему, перебоев с ламивудином избежать вряд ли удастся.

В начале апреля «Пациентский контроль» обратился к 11 производителям АРВ-препаратов группы НИОТ, с просьбой разъяснить причины неучастия в торгах. Ответ нам предоставили только 3 компании:

«Значительная отрицательная разница между зарегистрированной предельной отпускной ценой производителя на препарат и ценой, в соответствии с которой рассчитана начальная (максимальная) цена контракта, делает экономически не выгодным производство препарата».

«Участие в аукционах должно быть экономически выгодно производству. На объявленные и не состоявшиеся аукционы Минздрава РФ по ВИЧ-препаратам, компания не вышла из-за перебоев с поставкой субстанции и низкой начальной цены аукционов».

«В связи с тем, что заказов на поставку от дистрибьюторов не поступало, в настоящее время препарат отсутствует на складе готовой продукции».

Минздрав РФ действует в рамках закона, в части формирования начальной цены, но такая цена не устраивает производителей и поставщиков. То есть, фармпроизводителям это просто невыгодно. Ничего личного – просто бизнес.