Пилюльки в помойку: как мы докатились до жизни такой?

Каждый год «Пациентский контроль» отчитывается о количестве сообщений, поступивших на pereboi.ru . Среди них — сообщения о том, что пациентам не выдают препараты для лечения ВИЧ-инфекции, гепатита и туберкулеза.

К чему мы это? Сегодня нам попался весьма интересный документ, в котором содержится информация о списании лекарственных препаратов. За период с 01.01.2021 по 01.06.2022 было произведено списание антиретровирусных препаратов на сумму 9 миллионов 702 тысячи, а противотуберкулёзных препаратов на 331 тысячу рублей. 

Все списания АРВТ были в Архангельской области из-за «изменения схем лечения и отсутствия потребности в данных лекарственных препаратах». Среди списанных препаратов: пэгинтерферон альфа-2а для лечения гепатита С, таблетки нарлапревира, раствор невирапина и капсулы атазанавира. Противотуберкулёзные препараты (в т.ч. циклосерин и ПАСК) были списаны в Костромской области из-за истечения срока годности. При этом Минздрав России несколько лет рассказывает, в том числе в ответах на наши обращения, что существует и действует система перераспределения препаратов между субъектами РФ.

В 2022 году мы получили сообщения о нехватке атазанавира из 4-х регионов (Свердловская, Тверская, Ростовская и Кемеровская области) и о нехватке противотуберкулёзных препаратов из Новосибирской области. Но при этом, оказывается, даже при дефиците можно легко списать АРВ-препаратов на 10 миллионов рублей, вместо того чтобы отдать препараты в нуждающиеся регионы. В нашем понимании система перераспределения должна работать несколько иначе.

При этом в документе указаны регионы, которые не отчитываются об остатках препаратов вовремя – 12 регионов задерживают передачу данных в Федеральный центр планирования от одного месяца до трех, среди них Кемеровская, Иркутская, Белгородская, Челябинская области, то есть те, откуда мы регулярно получаем сообщения о дефиците препаратов.

Напомним, что по данным «Коалиции по готовности к лечению», терапию получают лишь 49% от числа людей, состоящих на диспансерном учёте. 

Грустно, очень грустно, что пока взаимодействие между регионами, похоже, есть только на бумаге.