Хотим внести некоторые пояснения по проекту Постановления «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», опубликованному на портале https://regulation.gov.ru/, который был некоторыми изданиями интерпретирован весьма своеобразно.
Некоторые коллеги обратили внимание, что планируется внести изменения в формулировки государственной Программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в части ВИЧ-инфекции. Если в действующей Программе Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года, среди прочего, указана в Приоритетах государственной политики в сфере реализации Программы, то в проекте ВИЧ обозначен иначе. Для достижения позитивных демографических трендов планируется реализация комплекса мер по снижению смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни, совершенствованию системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, сахарным диабетом, инфекционными заболеваниями, включая ВИЧ-инфекцию и гепатит С. То есть сейчас просто идет перечисление заболеваний. Справедливости ради, другие стратегии и программы тоже не указаны в проекте. На наш взгляд, это семантика, ВИЧ-инфекция точно остается в Программе.
Такой вывод можно сделать еще и потому, что приоритеты государственной политики перечислены в списке документов, среди которых Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. N 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года», где ВИЧ указан как угроза национальной безопасности и прописан ряд мер по противодействию эпидемии.
Кроме того, в проекте в главе «Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере охраны здоровья граждан и сфере государственного управления Российской Федерации» указано о снижении заболеваемости вирусом иммунодефицита человека к 2030 году — до 40 случаев на 100 тыс. населения, как и запланировано в стратегии.
Теперь о том, что вызывало больше всего вопросов – о субсидиях. Действующая программа включает в себя 14 приложений по заболеваниям/направлениям, в которых, в том числе, прописаны правила формирования и предоставления регионам субсидий. Например, Приложение 1 – это как раз Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями, включая ВИЧ. По этим правилам и предоставляются субсидии в субъекты РФ на диагностические средства для выявления и оценки хода лечения ВИЧ (СД4, вирусная нагрузка).
В опубликованном проекте речь идет о внесении изменений только в три приложения – 8 (о сердечно-сосудистых заболеваниях), 10 (о модернизации первичного звена здравоохранения) и 14 (об оснащении медицинскими изделиями медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию). Все остальное остается без изменений, в том числе и Приложение 1.
Так что, поводов для беспокойства нет – Федеральный бюджет продолжит направлять субсидии на диагностику в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по борьбе с ВИЧ, согласно Программе «Развитие здравоохранения».