Почему мы пишем про ламивудин так много?

Последние наши посты касаются перебоев с ламивудином, и это не просто так. Отсутствие этого препарата — это огромный красный флаг.

Ламивудин — препарат класса НИОТ (нуклеозидный ингибитор обратной транскриптазы). Полная и эффективная схема лечения практически всегда включает его — в качестве монопрепарата или в составе комбинации. Ламивудин также обладает активностью против вируса гепатита B, поэтому применяется при лечении людей, имеющих ВИЧ в сочетании с гепатитом B.

Некоторые врачи, в условиях нехватки ламивудина, советуют пациентам пить половину дозы препарата или принимать его через день, чтобы растянуть запас. Это очень плохая рекомендация, так как, к НИОТам может очень быстро развиться резистентность.

Заменой ламивудину в этой ситуации мог бы выступить эмтрицитабин, но Минздрав РФ его не закупает. Совсем. Найти его можно в небольших закупках только за счёт региональных средств.

Мы проанализировали закупки ламивудина за последние три года, и выводы неутешительные. В 2022 году для 78 регионов (из 85) ламивудина было закуплено больше, чем в 2021, в большинстве случаев разница была огромной.

Однако в 2023 году ситуация изменилась, и лишь в 9 регионов ламивудина было закуплено больше, чем в 2022 году. Остальные регионы остались в минусе. Для 15 регионов долю препарата урезали более чем в 5 раз или не закупили вовсе (отмечены красным цветом). Ещё 45 регионам, а также учреждениям ФМБА, ламивудин сократили в 2 и более раз (отмечены жёлтым цветом). Видимо, Минздрав РФ рассчитывал на так называемые «остатки», но, как мы видим, это не спасло ситуацию.

Учитывая разницу в закупках, мы попытались предположить, в каких регионах могут произойти перебои с ламивудином. На данный момент мы получили сообщения пациентов о перебоях из Республики Башкортостан, Республики Дагестан, Рязанской и Ульяновской областей.