Снова мы провели опрос среди подписчиков, на этот раз хотели узнать, кто до сих пор принимает зидовудин и почему не перешли на более современные схемы.
Особенно актуален этот вопрос в связи с волной перебоев с тенофовиром и ламивудином, когда врачи вынуждены менять их на зидовудин или зидовудин+ламивудин.
В опросе приняло участие 182 человека, ещё 188 нажало «хочу посмотреть результаты».
Как распределись голоса?
Тех, кто принимает зидовудин, и сами отказались от смены терапии, несмотря предложение врача — 10 человек (5,5%). Нам искренне интересно узнать почему?
Наличие медицинских противопоказаний к другим препаратам группы НИОТ (тенофовир, абакавир, фосфазид) — тоже 10 человек (5,5%).
А вот тех, кому врач не говорил о других вариантах, оказалось подавляющее большинство — 162 человека (89%)!
Ещё раз, почти 90% тех, кто сейчас принимает зидовудин, НЕ СЛЫШАЛИ от своего врача о других, современных и удобных вариантах лечения. Причин этому может быть несколько, мы перечислим одни из самых очевидных (на наш взгляд):
1. Страх замены препаратов или «лучшее — враг хорошего». К сожалению, многих людей, живущих с ВИЧ, замена терапии ассоциируется с побочными эффектами. Причина этих страхов — извечные перебои. Сложно поверить, что врач «просто так» предлагает более удобный вариант лечения, потому пациенты не спешат расставаться с привычной и понятной им терапией.
2. Нехватка опций для лечения. Возможно, врач и хотел бы упростить вам режим лечения, но он понимает, что нужных препаратов недостаточно.
3. Нехватка времени и равнодушие врачей: «Зачем менять? Ведь у тебя хорошие анализы!». В большинстве своём врачи перегружены и им некогда следить за новинками в лечении ВИЧ, вникать в нюансы и расспрашивать пациента о его самочувствии. Но это не должно быть оправданием для отказов в замене терапии!
Качество жизни пациента при приёме АРВ-терапии имеет важное значение, и оно зависит не только от побочных эффектов, но и от того, насколько схема приёма удобна и соответствует образу жизни. Подбор оптимальной схемы, учитывающей все аспекты, позволяет человеку жить полноценной жизнью. Однако до сих пор нехватка препаратов вынуждает врачей продолжать лечить «древними» схемами или изменять терапию на ту, что есть в наличии, не учитывая индивидуальные особенности организма и другие факторы.